Паспорт США ради Олимпиады: почему Савченко вернулась на лед в 37 лет

  • 9350

«Вестник России» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Украинская девушка Алена Савченко умеет удивлять. Вот и руководителей немецкой федерации фигурного катания несказанно удивила, написав официальное заявление о смене спортивного гражданства на американское.

Ставший вместе с Савченко в Пхенчхане олимпийским чемпионом Бруно Массо продолжать карьеру с Аленой даже в шоу отказался. Осенью 2018-го жена прославившего Германию французского фигуриста Софи родила сына Луку, а весной прошлого года — дочку Шарли. Сам Бруно тренирует в Германии австрийскую пару и наслаждается жизнью. Даже заработки в шоу его не привлекают, тем более что особо выгодных предложений (они могут поступить только из России и Японии) нет.

«Вестник России» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Осуществившая свою мечту на пятой Олимпиаде Савченко не успокоилась. Менять партнеров ей не впервой. С первым, Дмитрием Баенко, она рассталась после юниорского чемпионата мира-1998, на котором украинская пара заняла 13-е место. Со Станиславом Морозовым становилась чемпионкой мира среди юниоров, участвовала в Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити. Когда Морозов получил травму, Савченко не стала дожидаться его восстановления и передала партнера своей подруге Татьяне Волосожар. Сама же нашла вариант в Германии.

Историю возникновения пары Алена Савченко/Робин Шолковы сама фигуристка в автобиографической книге, вышедшей после олимпийского триумфа, и известный в мире фигурного катания журналист Артур Вернер, который считает себя посредником в украинско-немецких переговорах, излагают по-разному. Как бы то ни было, но в 2006-м, перед Турином, Алене оформили немецкое гражданство, и с Шолковы она прошла три Олимпиады. В Ванкувере и Сочи немецкая пара считалась даже претендентом на победу, но довольствовалась бронзовыми медалями.

После завершения Олимпиады-2014 у 35-летнего Шолковы не было ни желания, ни мотивации продолжать карьеру, и он принял предложение Нины Мозер поработать в ее команде. У 30-летней в ту пору Савченко остались и силы, и амбиции, а главное — неосуществленная мечта стать олимпийской чемпионкой. Чтобы реализовать ее, Алена нашла себе нового партнера, который был моложе на пять лет.

Автору этих заметок довелось стать свидетелем первого «выхода в свет» пары Алена Савченко/Бруно Массо на турнире серии челленджер в Таллине осенью 2015 года. Путь на лед сформированного дуэта был нелегким. Французы требовали от немецкой федерации компенсации за партнера, который не добивался значимых успехов в паре с Дарьей Поповой. Отчаявшись дождаться успехов переговоров между руководителями двух дружественных федераций из стран ЕС, фанаты Савченко даже начали сбор средств в Интернете. Договориться все-таки удалось.

В Таллине Массо признался, что никак не ожидал стать объектом внимания со стороны такой звезды, как Савченко. Еще одним серьезным испытанием для теперь уже точно немецкой пары стал отказ Инго Штойера их тренировать. Савченко не скрывала, что Штойер всегда был ее кумиром, и не особо скрывала, тренируясь и выступая с Шолковы, что ее связывают с Иного не только рабочие отношения.

Даже когда тренера сняли с довольствия в бундесвере, где числятся все ведущие немецкие спортсмены и их наставники, из-за обвинений в сотрудничестве с печально знаменитой спецслужбой ГДР Штази, Алена не отвернулась от Штойера — и Шолковы не позволила. Фигуристы платили Штойеру из своих заработков в шоу и призовых, заработанных на турнирах.

Как в свое время Шолковы, в последнем олимпийском цикле Савченко тащила за собой и Массо. Трудности действительно только закаляли эту пару. Они нашли (причем, в Германии) отличную замену Штойеру. Тренировать новую пару взялся Александер Кениг. Нашлись и хореографы, которые ставили выигрышные программы, позволявшие подчеркнуть прежде никому не ведомые достоинства как Савченко, так и Массо. Последний барьер на пути к олимпийской мечте пришлось преодолевать уже непосредственно перед Пхенчханом.

На чемпионатах мира и Европы Бруно спокойно мог выступать за Германию с французским паспортом. Для Олимпиады требовался немецкий, а для его получения — сертификат о сдаче экзамена на знание языка. Рабочим же языком на тренировках немецкой пары был английский, которым Массо владел, а Алена успешно осваивала в ходе бурно развивавшегося романа с британским художником Лиамом Кроссом, завершившегося свадьбой летом 2016 года.

Нужно знать характер Алены. Когда у ее партнера возникли проблемы с немецким, она в одночасье перестала общаться с ним на английском, а русские слова, если и употребляла, то не для печати. С большим трудом Массо языковой экзамен сдал. Причем, как уверяют немецкие источники, строгая комиссия совершенно не принимала во внимание олимпийские перспективы фигуристов.

В Пхенчхане пару Савченко/Массо ждало новое испытание. В короткой программе Бруно вместо тройного сальхова исполнил двойной, что отбросило немецкую пару на 4-е место с отставанием от лидеров Суй Вэньцзин/Хань Цунь из Китая почти на шесть баллов. Россияне Евгения Тарасова и Владимир Морозов отставали от лидеров меньше чем на балл. На третьей позиции шли канадцы Мэган Дюамель/Эрик Рэдфорд. Как признался Массо, он не спал всю ночь, ожидая самого страшного — реакции Алены после завершения соревнований. На трибунах переживали Софи и Лиам, которым никто и не подумал выдать официальные олимпийские аккредитации.

И все же судьба вознаградила Савченко за преданность фигурному катанию, за колоссальную работоспособность, за чемпионский характер. Немецкий дуэт выиграл произвольную программу с новым мировым рекордом, а вот соперники ошибок не избежали. Казалось, все и всем Алена доказала, и можно начинать новую жизнь. Она ее и начала. Родила летом 2019 года дочку Амилию, стала тренировать американскую супружескую пару Алексу и Криса Книрим, а также немецкую фигуристку Айю Хатакаву, выигравшую национальный чемпионат. Даже книгу написала.

Кто бы мог подумать, что у Алены еще остались не реализованные спортивные амбиции, и она собирается возобновить именно спортивную карьеру! Да еще с партнером, который ей, по большому счету, в сыновья годится. Савченко сейчас 37, а американцу Томми-Джо Найману — 21. До сих пор его лучшим достижением было пятое место на юниорском чемпионате мира 2019 года в паре с Сарой Фенг. Интересно, что эта партнерша Наймана до перехода в спортивные пары выступала в танцах вместе с Энтони Пономаренко. Сын советских олимпийских чемпионов Марины Климовой и Сергея Пономаренко охотно откликается и на имя Антон, а также демонстрирует знание русского языка, который осваивает в гостях у уральской бабушки.

Почему-то, комментируя возможное появление пары Савченко/Найман, все обращают внимание на возраст партнерши и разницу в возрасте с партнером. Хотя 41-летняя многодетная мама (у нее дочери-близняшки и сын) британка Зои Джонс выступает на чемпионатах мира и Европы с Кристофером Бояджи, который на десять лет моложе. Последний партнер Савченко был моложе на пять, а муж Алены — на восемь. Куда важнее для олимпийской чемпионки разница не в возрасте, а в росте. Новый потенциальный партнер очень напоминает Массо. Любопытно, что одним из постановщиков программ пары Фенг/Найман была Илона Мельниченко, с которой Савченко пересекалась еще в сборной Украины.

Вряд ли, конечно, новый американский дуэт успеет скататься и побороться за путевку на Олимпиаду в Пекин. Все-таки с Массо дорогу к олимпийскому золоту Савченко прошла за два сезона. Только, если Алена поставит перед собой такую цель, они и за путевку на Олимпиаду-2026 будут бороться. Зачем это нужно олимпийской чемпионке, все и всем доказавшей?

Ни титул олимпийской чемпионки, ни замужество и рождение дочери ничего в характере Алены не изменили.