«И Тутберидзе не может помочь»: откровенный разговор с Людмилой Великовой

  • 5860

«Вестник России» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Российские фигуристы – среди главных фаворитов в турнире спортивных пар на Олимпийских играх-2022. Заслуженный тренер России Людмила Великова поделилась с Анатолием Самохваловым откровенным мнением по поводу состояния ведущих отечественных дуэтов.

«Одна поддержка новая, остальное все мое»

— Кто вас восхищает, Людмила Георгиевна?

— Самые стабильные – Мишина и Галлямов. В Америке я увидела Тарасову и Морозова без прыжков. Зато все хорошо с остальным. Мне очень нравятся их программы. Но, видите, прямо заклинило их на прыжках. И Этери не может помочь. Дудаков потрясающий тренер, я ощутила его высокий уровень при работе с моими спортсменами, но есть одна русская поговорка — «У семи нянек дитя без глазу» (с Тарасовой/Морозовым работают Тутберидзе, Дудаков, Даниил Глейхенгауз, Максим Траньков, Павел Слюсаренко и Алексей Тихонов – прим. РИА Новости).

Очень понравилась японская пара (Рику Миура/Рюити Кихара). Очень! Еще в прошлом году произвели они на меня впечатление, но у нас-то с первого раза никто никогда талант не увидит.

— Усиление команды Японии на Олимпиаде.

— Да-да-да, но я смотрю на них не как на единицу в командной игре, а как тренер. Я вижу, что у них интересные переходы, программы, Сам прием катания у них совсем другой, близок к китайцам (серебряным призерами Олимпийских игр 2018 года Суй Вэньцзин и Хань Цуну – прим. РИА Новости). По внешнему виду, по подбору партнеров. Им бы в плане причесок и костюмов добавить, и тогда засверкают.

— Мишина и Галлямов, вы сказали, самые стабильные. Развиваются у Москвиной?

— Понимаете, в чем дело, я смотрю, заходы, поддержки… Одна поддержка у них новая, остальное все мое. Очень рада, что эти наши наработки им пригодились. Работа у них сейчас идет хорошая – по чистке элементов. Но я не совсем согласна с музыкой их произвольной программы, не считаю, что можно сочетать романс Свиридова и «Время, вперед!». С другой стороны, недавно мы соревновались на этапе Кубка России в Сочи, мне их переход от одной музыкальной темы к другой уже не показался таким резким, как когда я увидела их программу в первый раз. Думаю, люди привыкнут к этой произвольной и будут воспринимать ее как надо. Самое главное, чтобы элементы делали, а музыка спокойная, медленная. То есть, делай себе и делай элементы, без чрезмерных эмоций. Когда эмоции образа уносят спортсмена далеко, то ему трудно дать технику.

— При этом они молодые ребята, а исполняют то, что катали фигуристы в восьмидесятых годах. Не должны ли они, чемпионы мира, предлагать новую моду?

— Значит, не родились более гениальные композиторы. Я сейчас посмотрела соревнования в Казахстане, так там под Синатру катаются люди. Доисторическая музыка, можно сказать. Нет особо новой музыки, которая бы подходила фигурному катанию. Правда, мальчик один нашел мне очень хорошую композицию. Я новую программу на нее поставила своей молодой паре. Но такие вещи непросто найти.

Прав тот, кто выигрывает

— А Тарасову и Морозова очень серьезно изменили и усовершенствовали. Хотя, казалось, это уже настолько сложенная пара, которая другой быть не может.

— Ой, их «Пигмалион и Галатея» мне невероятно нравится. По-моему, они достигли пика в самом катании. Но вот с прыжками не ладится! С выбросами тоже.

— А Мишина и Галлямов, более молодые и более перспективные, едут от элемента к элементу, а музыка просто идет фоном. У вас нет такого ощущения?

— Так это оправдано. Повторюсь: самое главное – элемент. Я всегда свою работу строила на этом принципе. И под Свиридова им удобно исполнять парные элементы. Тамара Николаевна же не глупый человек, она же понимает, что могут Мишина и Галлямов – делать отличные элементы, потому что они хорошо обучены. Потому что то, что они делают, они делают уже много лет. Прыжки, выбросы, подкрутку они учили годами, недаром же они стали чемпионами мира среди юниоров в 2019 году (под руководством Великовых – прим. РИА Новости).

— Не стоит, в общем, рисовать с их помощью глубокие драматические образы?

— А кто же меня послушает? Раньше у них всегда была музыка, которую подбирал мой муж (тренер Николай Великов), который соображает в этом деле, у которого колоссальный вкус. Все мои друзья, глядя на тех же Мишину и Галлямова, говорили: ну, видно, что это Матвеич делал. А кто-то обходится по-другому. У каждого свое мнение. Оно должно быть оправдано.

— Вы с Николаем Матвеевичем все-таки ставили перед ребятами задачу художественного раскрытия?

— Видите, а люди посчитали, что этого недостаточно, раз они ушли. И ушли с готовыми элементами. Прав тот, кто выигрывает.

— Получается, парное катание ныне такое – элементы сделал, а какая музыка, не столь важно?

— К сожалению, да. Но я с этим в своей работе не согласна. Я считаю, что парное катание должно быть таким, которое мы пытаемся выстроить с нашими Алиной Соловьевой и Елисеем Ивановым в программе «Парфюмер». Кто смотрел этот фильм, всем она очень нравится. Но у меня тоже не ладится с элементами! С прыжковыми. Потому что были травмы. Четыре месяца мы лечили разрыв связок голеностопа у Алины, до сих пор нога опухает. У Елисея колено… Поэтому технические проблемы испытываем, а вот в актерском мастерстве это очень хорошая пара. Мне как тренеру с ними интересно, они увлекаются художественным ощущением программы.

— И красивая пара.

— Потрясающая! У Алины мама актриса и Елисей красавец. Жаль, что в этом году у нас не получится добиться высоких результатов, потому что я не могу дать им сильную нагрузку из-за того, что не вполне здоровы они. Но все равно боремся, выступаем.

Тихонов стал чемпионом мира за полгода

— Кто все же имеет наибольшие шансы на победу в чемпионате России и уже с прицелом на олимпийскую победу?

— Если Настя с Сашей все сделают, то могут и победить. Если Тарасова с Морозовым все сделают, они могут выиграть. Потому что по артистизму и взрослому подходу к программе они, конечно, выше. А по техническому контенту Настя с Сашей выше.

— А Бойкова и Козловский?

— Про них вы меня не спрашивайте. Думаю, еще китайцы вмешаются в борьбу, упомянутые мной японцы, да еще новая канадская пара Джеймс/Рэдфорд.

— Ванесса и Эрик — две звезды, но хватит ли им времени создать сильную пару?

— У меня Тихонов через полгода после того, как встал в пару, стал чемпионом мира. Когда две половинки техничные, все возможно. Так и по поводу канадцев ситуация сейчас неизвестная. И очень хорошо, что так. Если бы было по-другому, было бы неинтересно. Главное, чтобы соревнования не отменяли. Все под богом ходим, не знаем, где живы останемся, где помрем. Будем надеяться на лучшее.