Ученые выяснили, почему у людей в ХХ веке понизилась температура

За последние годы температура человеческого тела снизилась, и причиной этому могло стать уменьшение физических нагрузок, полагают специалисты из Гарвардского университета. Подробнее об этом сообщается в статье в журнале Current Biology.

Около 200 лет назад нормальной температурой тела считались 37°С, а в некоторых странах считаются и до сих пор. Однако у мужчин в ХХ веке в США и других развитых странах температура снизилась на 0,59°С, а у женщин на 0,32°С. Ранее ученые связывали эти изменения с более редкими в наши дни воспалительными заболеваниями и хроническими инфекциями. Однако впоследствии выяснилось, что даже у жителей племен Боливии, среди которых инфекции встречаются часто, а медицина практически не развита, температура тела тоже понизилась.

По мнению ученых, дело может быть в изменении уровня физической активности. Регулярные физические нагрузки повышают температуру тела на ближайшие часы, вплоть до суток. Хотя достоверно измерить уровень физической активности 200 лет назад нельзя, очевидно, что развитие транспорта, переход от индустриального общества к информационному и другие экономические изменения привели к тому, что люди стали двигаться меньше. Изменения коснулись и племен, хотя и в меньшей степени.

По расчетам исследователей, каждый 1°C повышения температуры тела связан с изменением скорости метаболизма в состоянии покоя примерно на 10%. Учитывая, насколько снизилась температура тела мужчин с 1820-х годов, скорость метаболизма должна была снизиться на 6% за то же время. Это эквивалентно примерно получасу умеренной физической активности в день.

Расчеты не исключают влияния медицины и гигиены, отмечают исследователи — скорее, дополняют. Они собираются изучить этот вопрос более глубоко, чтобы разобраться, как именно уменьшение физической нагрузки повлияло на здоровье людей в индустриальную эпоху.