В Москве благоустроят более 100 км набережных

  • 6589

«Вестник России» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Экспертный диалог на тему «Как должна быть устроена идеальная набережная, которая нужна городу и людям» состоялся в ходе Московского урбанистического форума (МУФ), сообщили в пресс-службе Москомархитектуры.

Начальник Управления стратегических проектов Москомархитектуры Максим Кандыбайло рассказал, что в столице благоустроено около 81,9 км набережных, в ближайшие годы планируется преобразовать еще около 100 км.

У города нет единого требования ко всем набережным. Мы не хотим, чтобы они были одинаковыми, но стараемся использовать одни и те же подходы: идем в ногу с мировыми тенденциями, делаем все возможное, чтобы природа не страдала», – сказал Максим Кандыбайло.

Руководитель мастерской архитектурно-градостроительного бюро MASTER'S Plan Никита Щенин отметил, что идеология градостроительного развития набережных Москвы-реки, сформированная по результатам международного конкурса 2014 года, состояла из трех пунктов: сделать активной реку, развернуть город к воде и увеличить количество озеленения.

«Перед городом стояла задача сделать реку доступной, то есть минимизировать заборы, обеспечить комфортный подъезд к набережной и активизировать водную поверхность – мы это уже сейчас замечаем на примере развития водного транспорта. Также необходимо сделать реку чистой – уменьшить количество выбросов, сделать экоориентированный дизайн и сформировать узнаваемый бренд у каждой набережной. Кроме того, основная идея была в том, чтобы сохранить идентичность каждой набережной, каждой прибрежной зоны. Проведено социологическое исследование, в ходе которого было опрошено порядка 4-5 тыс. респондентов, чтобы определить, какой формат набережных нужен городу. Результаты показали, что универсального ответа нет – все люди видят набережную по-разному. У нас в равных долях примерно распределились показатели от «люди видят тихую набережную» до «люди видят очень активную, шумную, веселую набережную», из чего следует, что каждому фрагменту береговой линии нужен свой особый подход», – заключил Никита Щенин.

Главный архитектор АБ KAMEN Иван Греков в своем выступлении подчеркнул, что любая набережная – это особый тип городского пространства, и архитекторы стараются в своих проектах максимально использовать этот потенциал. Также он рассказал об особенностях реализации проекта «Южный порт».

«Работая над набережной кластера «Южный порт», мы задумались о том, какую отличительную, новую по качеству территорию хотим здесь создать. Мы планировали сделать среду уникальной во всех аспектах, создать пространство с новой философией, место, где можно комфортно жить, работать и отдыхать. Разработали порядка трех разных пространственных подходов, но в итоге остановились на идее частично линейного квартала, с ярко выраженным акцентом на уровне земли, на уровне среднеэтажной и малоэтажной части, которую назвали «горизонтальным небоскребом». Этот горизонтальный небоскреб помог нам активно подчеркнуть саму набережную и создал фронт взаимодействия жилого массива и общественной функции со свободным и открытым пространством воды», – пояснил Иван Греков.

Архбюро KAMEN удалось в этом проекте сделать то, чего не удавалось в других, и то, к чему они давно стремились – чтобы набережная была прогулочной и был контакт жилой застройки с водой. Потому что, к сожалению, большая часть городских набережных в Москве отделена автодорогой, что не дает возможности жителям напрямую попасть из своих домов на набережную.

Архитектор и основатель АБ GAFA Григориос Гавалидис поделился своим международным опытом.

«Я родом из Греции, и один из последних проектов моей греческой карьеры – набережная в городе Салоники. На тот момент эта пятикилометровая набережная считалась самой протяженной в Европе, при ее реализации мы использовали все новые тенденции и понимание того, как должны развиваться европейские набережные. И сейчас я понял, что мы за пять лет реализовали пять километров в Греции, а в Москве за 10 лет будет создано практически 200 километров набережных», – заявил Григориос Гавалидис.

Также архитектор рассказал о развитии второй линии Южного порта.

«Набережные фантастически развиваются и становятся мультицентричными и мультифункциональными. Но при этом необходимо продумывать стратегии жизни и на территориях вторых линий, которые, как правило, крайне непроницаемы и непривлекательны. Но к счастью, все меняется, и мы, работая над проектами компаний КОРТРОС и Level Group в районе Южного порта, видим качественный подход и амбициозные идеи – вплоть до обращения к искусственному интеллекту для образов малых архитектурных форм – которые город и девелоперы поддерживают. Радует, что во дворах жилых комплексов комфорт-класса появляются декоративные водные объекты, хотя раньше это было атрибутом проектов бизнес-класса и выше», – подчеркнул Гавалидис.

Жители второй линии прибрежного района также будут пользователями набережной кластера «Южный порт» для прогулок, пробежек – таким образом инфраструктура застройки первой линии будет востребована жителями второй линии и наоборот. Эта синергия является той ценностью, которая изначально была заложена в проект Ассоциацией девелоперов Южного порта: общность интересов, соотнесение пожеланий всех компаний-членов Ассоциации, действующих заодно и на благо всех жителей локации.

Руководитель архитектурного направления Citymakers Татьяна Ищук рассказала о стратегии развития территории «ЗИЛ-Юг».

«Нам повезло работать с этой крупномасштабной территорией в рамках Комплексной стратегии развития квартала Shagal. Кроме благоустройства и ландшафта мы смогли посмотреть на набережную и с точки зрения транспорта, и с точки зрения функциональной программы. Мы представили, что набережная, идущая вдоль всего квартала, представляет собой некую витрину района – это путь, по которому часто будут перемещаться жители или гулять гости территории. Выработали принципы работы с этим пространством. В первую очередь, это зеленый каркас и пешеходизация, разнообразие сценариев жизни и проницаемость. То есть чтобы была «бесшовность» во взаимодействии с рекой и функциональное разнообразие, чтобы там было интересно не только с коммерческой точки зрения, но и были представлены социальные функции для жителей района. У нас получилось четыре сценарных слоя. Вначале – разнообразные водные активности, продуманные бюро ASADOV. Затем – спокойный, умиротворяющий променад вдоль воды. Далее идет активная зона озеленения со спортивными и детскими активностями. И в завершении – прогулочная озелененная улица вдоль застройки квартала. Получается, что каждый человек может легко найти что-то для себя – гулять, созерцать, заниматься спортом или идти вдоль коммерческих объектов. Это должна быть не просто прогулочная зона, а место с речным транспортом, площадками для занятий спортом, зонами отдыха и развлечений», – пояснила Татьяна Ищук.

Набережные в разных частях Москвы играют все более заметную роль в жизни горожан, и это все чаще не просто городское благоустройство, но и реализация общественных зон в рамках комплексного развития территории, вплетение в ткань города абсолютно новаторских форматов.

Иван Греков высоко оценил проект голландских архитекторов из De Architekten CIE, создавших концепцию ЖК Portland для ГК FORMA с использованием актуальных трендов в «приморской» архитектуре: вся береговая линия Portland задумана как последовательность рекреационных локаций, а прямой выход к воде без барьеров создаст особую открытую атмосферу пространства.

Достопримечательностью территории станет Water Gate – центральный бульвар с аллеями, сухим фонтаном и собственным спуском к воде со стороны Южнопортовой улицы. Весь берег заполнится редкой досуговой инфраструктурой. Так, в восточной части расположится собственная марина для яхт и лодок, в западной откроется водная игровая площадка с детскими аттракционами и будет высажен портовый лес.

Также Максим Кандыбайло рассказал, что в городе сформировался запрос на пляжные зоны, потому что их критически мало, и большая часть из них – без купания.

«Мы ощущаем дефицит таких зон. К примеру, на Северном речном вокзале город организовывал пляж. На ЗИЛе мы тоже хотели сделать пляжную зону – сейчас работаем над этим вопросом. Но в любом случае понимаем, что пляжных территорий вдоль набережных не хватает, и пытаемся найти городской потенциал в развитии таких зон», – отметил Кандыбайло.

В Москве есть еще примерно 80-90 км набережных, не нуждающихся в благоустройстве в ближайшее время, потому что эти работы там выполнить невозможно или они там никому не нужны. К таким участкам, например, относится территория Канала имени Москвы, где находятся гидротехнические сооружения. Все знают, что в городе есть несколько шлюзов, это федеральные территории, и там благоустройство на сегодня невозможно, так как это вопрос транспортной безопасности.

Напомним, в Москве реализуется масштабная программа по благоустройству набережных. За 11 лет приведено в порядок более 80 км прибрежных территорий. Город стремится к тому, чтобы повернуть фасад столицы к реке и сформировать единый маршрут для отдыха и прогулок длиной порядка 246 км.

Около 33% набережных уже благоустроены, порядка 47% находятся в разных стадиях готовности. Создать единый рекреационный каркас вдоль Москвы-реки планируется к 2025 — 2028 году.

Работа над обновлением прибрежных территорий ведется с учетом запросов москвичей.