Изменения в столице за 10 лет покажут на фотовыставке «Москва. Реальное»
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева открывает выставку фотографий современной архитектуры «Москва. Реальное», которая фиксирует изменения, произошедшие со столицей за последние десять лет, сообщили в пресс-службе Москомархитектуры.
Посетители могут посмотреть на новые здания через объективы камер лучших архитектурных фотографов столицы. Организаторами выступили Москомархитектура и правительство Москвы. Куратор проекта – директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачёва.
«Эта выставка является очень важной для музея. Ему по своей специфике сложнее отслеживать современные архитектурные процессы. В основном учреждение показывает архитектуру прошлого. Но для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве, мне и моим коллегам кажется, что этот процесс на промежуточном этапе необходимо зафиксировать», – сказала Елизавета Лихачёва.
По ее словам, открывающаяся выставка во многом посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее: архитектура снова становится искусством.
«Мне бы хотелось, чтобы те принципы проектирования и планирования, отношение к современной архитектуре, которые утвердились за последнее десятилетие в Москве, не закончились, а продолжились и развивались, потому что архитектура – это среда, в которой мы живем», – добавила Лихачёва.
На выставке представлены работы лучших архитектурных фотографов страны – 34 знаковых здания столицы, построенных в течение последних десяти лет, а также новые объекты, планируемые к открытию.
Отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, Парк «Зарядье», ГЭС-2, Большая спортивная арена «Лужники» и другие архитектурные шедевры предстанут в монохромных фотографиях 14 фотографов, среди которых: Алексей Народицкий, Ольга Отченашева, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юрий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Влад Феоктистов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин и др. Более половины работ ранее не показывались широкой публике.
Отобранные к выставке проекты отражают тенденции в современной российской архитектуре. Так, например, бизнес-центр «Аквамарин» (SPEECH, 2012. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов) – комплекс из четырех корпусов, три из которых формируют квартал на Озерковской набережной.
«Аквамарин» – очень московское здание. Между корпусами прорезана внутриквартальная улица. Подобное решение – типичное для дореволюционных столичных офисных зданий (Деловой двор, Иван Кузнецов, 1911 –1913; Северное страховое общество, Иван Реребрг, 1909 – 1911).
Спаренные колонны на одном из корпусов отсылают к советскому авангарду и пролетарской классике Ивана Фомина (Дом Динамо, 1928 – 1931). А ребристый фасад с крупным оконными проемами – к модернистской пристройке к ЦУМу (С. Никулин, Ю. Омельченко, А. Казаков, 1974).
В 2010-х годах, после многочисленных неудачных попыток, Москва вышла на глобальный архитектурный рынок. Иностранные архитекторы (John McAslan + Partners, Diller Scofidio + Renfro, Herzog & de Meuron, Zaha Hadid Architects, Ренцо Пиано, Рем Колхас, MVRDV, Nikken Sekkei) получили возможность реализовывать свои идеи в городе.
Москва появилась на карте архитектурных столиц мира. Международный конкурс и последующая реализация парка «Зарядье» (Консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, «ТПО Резерв», Сергей Кузнецов, 2017) – во всех отношениях знаковое событие в истории города. Признак того, что он способен внедрять самые передовые, смелые решения.
Потребуются еще годы для оценки ландшафтных решений, но сам выбор в пользу строительства парка на большой территории в центре столицы вместо коммерческой недвижимости – политический жест, говорящий, что человек – главный ресурс в XXI веке, и комфортная среда его обитания требует инвестиций.
Московское метро – подземный памятник архитектуры, без преувеличения – душа столицы. Больше ни одно метро в мире не обладает столь разнообразной архитектурой высочайшего качества.
Подземка и сегодня остается лабораторией современной архитектуры, где внедряется много эффектных решений. Яркие примеры таких новых станций – «Солнцево», «Терехово», «Переделкино». Но настоящей жемчужиной метро стали «Мнёвники» (Архитектурное бюро Тимура Башкаева, 2021).
Смелый дизайн станции основан на применении нетипичного для московского метро материала – голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.
Неотъемлемой частью современной архитектуры, наряду со строительством, является сохранение и редевелопмент существующих построек. Мировое значение имела реставрация шедевра московского конструктивизма – Дома Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга (Архитектурное бюро «Гинзбург Архитектс», 2020). Он сохранил жилую функцию как основную.
В 2021 году после реконструкции здания бывшей электростанции открылся Дом культуры «ГЭС-2» (Renzo Piano Building Workshop). А осенью 2022 года начнется реставрация дома Константина Мельникова.
Череда реставраций и реконструкций, вернувших городу наследие недавней современной архитектуры, однозначно свидетельствуют о прогрессивном начале в актуальной архитектуре.
Москва XXI века – один из самых динамично развивающихся городов мира. Здесь работают ведущие архитекторы, чьи проекты – выдающиеся образцы современной мировой архитектуры. Это парки и музеи, спортивные объекты и образовательные кластеры, деловые кварталы и жилые дома.
Все эти объекты формируют уникальный архитектурный облик столицы. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, нет сомнений в том, что работа с городом как с архитектурным явлением при правильном подходе поможет развитию архитектуры в целом.
«Ключевая инициатива мэра – создание актуального, нового для Москвы, культурного слоя, который останется в памяти города как самобытная часть его культуры. Столица развивалась циклично, эта «слоистость» создает ее уникальность. Сегодня наша задача − укрепить городскую ткань, формируя функционально разнообразные пространства с новым качеством архитектуры: яркой, резонансной, инженерно-сложной», – отметил Сергей Кузнецов.
За архитектуру выставки отвечает бюро Planet 9. Работы фотохудожников будут представлены в крупных форматах – от одного метра, в скульптурном и графичном дизайне, который отображает, с одной стороны, устремление архитектуры к максимальной визуальной выразительности, с другой – служит наилучшим фоном для смелых экспериментов.