Поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в ₽600 млрд

  • 4195

Бюджет недосчитался почти ₽600 млрд в 2020 году из-за налоговых льгот для транспортных компаний, большая часть из которых пришлась на авиацию, подсчитала Счетная палата. Но без них не удалось бы избежать банкротств

«Вестник России» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли, обошлись федеральному бюджету в 2020 году в 591 млрд руб. Это следует из отчета Счетной палаты по госпрограмме «Развитие транспортной системы», рассчитанной на 2018-2024 годы. Такие меры поддержки были направлены на стабилизацию компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и применялись к компаниям автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. 

Для сравнения, по итогам 2019 года объем налоговых льгот составил почти 207 млрд руб., говорит представитель Счетной палаты, ссылаясь на доклад Минфина о ходе реализации и эффективности госпрограмм. То есть господдержка транспортной отрасли в 2020 году выросла почти втрое. Сама Счетная палата ранее не проводила анализ мер поддержки по госпрограмме. 

Какие налоги недополучил бюджет

577 млрд руб. из 591 млрд руб., о которых указывает Счетная палата, относятся к поддержке воздушного транспорта. Основные льготы пришлись на следующие виды налогооблажения:

  • 462 млрд руб. — из-за применения льготных ставок НДС для авиакомпаний, для которых он был снижен с 20% до 10%, а в некоторых случаях даже до 0%.
  • 115 млрд руб. — из-за освобождения от налогов и ввозных пошлин воздушных судов, двигателей и запчастей к ним.
  • Более 13 млрд руб. не получил бюджет в 2020 году из-за льготной ставки НДС (в размере 0%) для услуг по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Такая мера действует с 2015 года и рассчитана до 1 января 2030 года.
  • Еще почти 2 млрд руб. составили потери из-за введенной в 2020 году ставки налога на имущество в размере 1,6% для железнодорожных путей общего пользования, впервые принятых на учет.

Гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак отмечает, что меры немонетарной поддержки воздушного транспорта в виде освобождения от уплаты НДС, ввозной таможенной пошлины и других инструментов применялись и до пандемии COVID-19. Так, власти еще с 2014 года стали снижать НДС для авиакомпаний. Тогда они обнулили этот налог на авиаперевозки в Крым. С 2015 года пониженная ставка НДС в размере 10% применяется к внутренним рейсам через аэропорты Москвы — по данным отчета Счетной палаты, только по таким рейсам объем налоговых льгот в 2020 году составил более 393 млрд руб.

С 2018 году действует нулевая ставка на полеты в Крым, Калининград и на Дальний Восток, даже если рейс выполняется через московский авиаузел. С 2019 года НДС снижен до 0% на перелеты между регионами в обход Москвы и области. НДС не взимается и на международных авиаперевозках пассажиров и багажа, говорили ранее РБК в пресс-службе Минфина.

Но в пресс-службе Счетной палаты отметили, что ряд налоговых льгот, касающихся авиакомпаний, появился только в 2020 году. Например, тогда были установлены нулевые ставки НДС при реализации и передаче в лизинг воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре. От налогообложения был также освобожден ввоз самолетов в Россию. Совокупные выпадающие доходы по этим льготам составили более 9 млрд руб. в прошлом году.

Как считали объемы господдержки

Расчет налоговых льгот и выпадающих доходов бюджета осуществляется Минфином с учетом объема собранных налогов, ситуации в экономике и зарубежного опыта, а также данных Минтранса (объемы перевозок), рассказали в пресс-службе Счетной палаты. Представитель Минфина добавил, что после предоставления цифр аудиторы Счетной палате их перепроверяют. Но он не знает, какую методику подсчета в итоге использует это ведомство.

Эксперты поставили под сомнение расчеты госаудитора. Доход от внутренних рейсов в 2020 году составил менее 500 млрд руб., отмечает Александр Фридлянд, директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. По его оценкам, даже если НДС для всех внутрироссийских рейсов был 10%, то потери бюджета составили менее 50 млрд руб. Показатель этих налоговых льгот получен из официальных материалов, представленных Минтрансом, парирует представитель Счетной палаты.

Реальную господдержку воздушного транспорта в 2020 году ведущий эксперта центра центра экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко оценивает примерно в 300 млрд руб. Но он оговаривается, что это вопрос методики подсчета. РБК направил запрос в пресс-службы Минтранса, шести крупнейших авиакомпаний и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Насколько необходимой была такая господдержка

На фоне ограничений на перемещение людей из-за пандемии COVID-19 суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. Пассажиропоток всей гражданской авиации упал на 46%, до 69 млн человек.

Предприятия транспортной отрасли до сих пор не вышли на допандемийный уровень, поэтому оценка эффективности принимаемых мер господдержки представляется преждевременной, отметили в пресс-службе Счетной палаты.

По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, если бы не было налоговых льгот, авиарынок мог недосчитаться нескольких игроков, а ситуация в отрасли могла быть совсем драматической. «При меньшей поддержке мы могли увидеть банкротства в отрасли», — соглашается аналитик по транспорту «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. «При большей — отрасль смогла бы уменьшить убытки, но тогда меньше бы средств получили другие адресаты госпомощи», — говорит она.

На фоне снижения конкуренции выросли бы цены на билеты, добавляет Пантелеев. По его словам, предоставленные льготы стали главным фактором стабильной работы отрасли авиаперевозок.

Наличие льгот помогает сохранять доступность авиаперевозок для населения, указывает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. «В случае отмены льгот вероятно повышение потребительских цен, что может негативно отразиться на трафике и устойчивости отрасли», — говорит она.

В январе-августе 2021 года российские авиакомпании перевезли 71,2 млн человек, что на 62% больше, чем за аналогичный период 2020 года, но 17% меньше, чем в 2019 году. В августе 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км, была равна 5,88 тыс. руб., по данным Росстата. Это на 1,6% и 2,4% больше, чем в августе 2019 и 2020 года соответственно.