«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров

  • 7954

Глава «Авроры» предложил Минтрансу сопровождать рейсы на Дальнем Востоке без диспетчеров, а с использованием полетно-информационного обслуживания. Это должно помочь ей увеличить налет самолетов и сделать удобное расписание

«Вестник России» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Для того чтобы сформировать удобное расписание пассажирских рейсов на Дальнем Востоке, нужно использовать в аэропортах полетно-информационное обслуживание (ПИО, flight information service) вместо классического диспетчерского. Об этом говорится в письме гендиректора единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константина Сухоребрика, которое он отправил замминистра транспорта Игорю Чалику в декабре 2021 года. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил представитель авиакомпании, отказавшись от деталей.

«Это предложение [Сухоребрика] требует дополнительной проработки с Росавиацией, а также с другими заинтересованными сторонами», — сообщил РБК представитель Минтранса. РБК направил запросы в пресс-службу Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД, в ее штат входят 7,8 тыс. диспетчеров по все стране).

Почему «Аврора» предлагает отказаться от диспетчеров

На базе сахалинской компании «Аврора» в 2021 году была создана единая дальневосточная авиакомпания, в которую вошли также государственные перевозчики Якутии, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края. На ее работу в 2022 году из федерального бюджета выделят до 5,9 млрд руб. (1,2 млрд — в 2021 году), говорил глава Минтранса Виталий Савельев. За счет этих средств она рассчитывает перевезти до 250 тыс. пассажиров по 36 социально значимым маршрутам в Дальневосточном федеральном округе.

Сухоребрик предлагает установить ПИО в 20 дальневосточных аэропортах. Пять из них находится на Сахалине, по три — на Камчатке, в Амурской области и Якутии, по два — в Хабаровском крае и на Чукотке, по одному — в Забайкалье и Бурятии. К крупнейшим относятся аэропорты в Благовещенске, Улан-Удэ и Чите.

По словам главы «Авроры», использование полетно-информационного обслуживания необходимо для возможности выполнения рейсов, когда у диспетчеров заканчивается рабочий день (не во всех аэропортах они работают круглосуточно).

Применение этого механизма приведет также к росту налета воздушных судов, потому что количество рейсов не будет зависеть от времени работы диспетчеров, следует из письма Сухоребрика. Сейчас парк региональных самолетов единого дальневосточного перевозчика состоит преимущественно из устаревших машин. В авиакомпанию планируется поставить 42 новых воздушных судна российского производства, сказал глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РБК в конце 2021 года. Но увеличить налет компания сможет лишь в том случае, если будет осуществлять рейсы не только в светлое время суток, но и ночью, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Для этого надо решать вопрос с режимом работы аэропортов, добавляет он.

Сколько можно сэкономить на диспетчерах

Авиакомпании платят ГК ОрВД аэронавигационные сборы, в том числе за работу диспетчеров, — это основной вид доходов госкорпорации. До пандемии на аэронавигационное обслуживание приходилось в среднем 3% от всех затрат перевозчиков. По словам Щербакова, применение полетно-информационного обслуживания — «действенный инструмент» для сокращения расходов авиакомпаний.

Но источник РБК в авиавластях отмечает, что отказ от диспетчерского обслуживания в пользу ПИО негативно скажется на доходах ГК ОрВД, терпящей убытки на фоне пандемии. По итогам 2020 года из-за снижения числа полетов она получила чистый убыток в размере 28 млрд руб.

В 2020 году «Аврора» потратила 2,1 млрд руб. на «обслуживание в аэропортах и на трассе», на аэронавигационную документацию и бланки ушло еще 40,3 млн руб. (данных за 2021 год пока нет).

10 января глава Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев пожаловался Путину на сокращение 800 работников ГК ОрВД, в том числе «обеспечивающих безопасность полетов». Но замруководителя Росавиации Дмитрий Ядров пояснял РБК, что госкорпорация не будет сокращать авиадиспетчеров из-за кризиса в гражданской авиации, оптимизация коснется только административного персонала.